ПАРТНЕРЫ САЙТА  
 




 

  СТАРТЫ  
 





 

  ВАКАНСИИ  
  Сервисмен
Швея
Продавец-консультант
 


  Счетчики  
 




 

  На сайте  
  Гостей: 11
Пользователей: 0

 

sv_750-75.jpg

Как пробежать многодневку и остаться живым: советы Олега Харитонова

Комментариев: 0
Версия для печати

-Олег Петрович, расскажите какие многодневки вы преодолели?


-Их не так много было, первая в 2001 году Гагарин-Калуга, вторая «Транс Альпайн»,я ее в другом спортивном состоянии  бежал, если на многодневке «Гагарин-Калуга» я был молодым и горячим, здесь уже после завершения своей карьеры. И еще была серия многодневок «ТрансУрал».


-В чем отличие многодневки от других дистанций?


-После первого дня ты выходишь на следующий забег уже разрушенный, самая главная проблема то, что ты уже отбежал какую-то приличную дистанцию, боролся на ней и тебе приходится, независимо от своего состояния, каждый раз выходить и делать все как в первый раз. Но организм уже уставший и ноги болят и все тело болит и здесь психологически очень сложно себя заставить включиться снова в борьбу. Для тех, кто успешен, преодоление этого является самым главным, раскачиваться некогда, начнешь раскачиваться- потеряешь время, потом его уже не отыграешь.


-Как определить готов ли ты к многодневной нагрузке?


-Надо во время подготовки тестировать. Это нужно сделать правильно, чтобы не получилось так что, ты уже до соревнований убегался. Еще важно понимать, первый раз ты как новичок, второй раз у тебя уже опыт есть, происходит так : первый день у всех хороший, второй-уже рубит на нем, потом ситуация выравнивается, стабильно тяжело. Кто-то способен в последние дни мобилизоваться и хорошо бежать, но для большинства последний день становится просто убийственным и там проигрывается все. У меня второй третий день провальные, а четвертый день всегда успешно.
Бежать или нет- это решение человека, если он однажды пробежал марафон, то он уже готов к такому испытанию. Но это не значит, что если  человек пробежал марафон, то он отправится на многодневку, а тот который не готов, типа не отправится. Нет, это просто люди такие, человеку, который любит приключения, даже не имея достаточной подготовки легко ввязаться. Такой как  Андрей  Ржаков, например, мой товарищ. На эмоциях взял и поехал на ТрансУрал, не подготовки достаточной ничего, еще ввязался в борьбу с самим собой. Просто преодолеть дистанцию становится достаточно сложно .Не легко ему далась многодневка. Ноги настолько убиваются и воля уходит


-Какие последствия ждут неподготовленного участника?


-Самое опасное- получить серьезную травму. Перегрузка мышц, но это пол дела. Заболела мышца в первый день, а тебе еще бежать и на больных мышцах ты пробежишься, а потом месяцами будешь лечить эту ногу, чтобы она вернулась к тому состоянию ,в котором была. Это очень сложно. Я не говорю о серьезных усталостных переломах. Если что-то может произойти со спортсменом, то многодневка-это самый близкий путь к этому. Все может произойти- любая травма, падение, разрыв, перелом. Можно сотни марафонов пробежать- ничего не будет, но в многодневке ты ближе всего к этому находишься. Тоже самое и с перенапряжением, можно испытать, перегрузить сердце. Это же и сложно и физически и психологически. Ты часто остаешься одни в дремучем лесу, с навыками, непонятно какими для ориентирования, стресс присоединяется  к усталости. Это не для забавы все!


-Расскажите об особенностях подготовки


-Я считаю, что сверхмарафонская подготовка-это прямой путь к многодневке. Все, что делают ультрамарафонцы –это будет основой для бега несколько дней. Ультрамарафонцы- это и есть многодневщики, в своих тренировках они используют ежедневный большой километраж. Т.е. один человек может пробежать сегодня 40 км, а завтра 50 на тренировка.Зза неделю набегать 200-300 км.
Если человек хорошо бежит марафон-это еще не значит, что он справится с четырех или пятидневной задачей. Его может так рубануть, что он забудет как быстро бегать. Энергетически у него организм не способен восстанавливаться, потому что он не адаптирован к этому.


-Как правильно питаться на дистанции?


-Питание-это залог успеха, потому что если первый день немножко залезть в энергетический долг, то все остальные дни будет все накапливаться. Т.е. где-то перетерпел, где-то недостаточно питания было ,а это же много часовое занятие, это же 3,4 иногда 7 часов тебе приходится находиться на дистанции. Ты должен по дистанции хорошо питаться. Во всех многодневках обязательное снаряжение и питание, по калориям и прочее. Многие рассчитывают на пункты питания, но можно его пробежать или там просто ничего не будет. И если заголодал первый день, то к 3,4 дню вообще не успеешь отойти. Нельзя  допускать состояния- бежать голодным. Восстановление после такого забега  долго происходит. Выходишь утром, вроде все нормально, а после двух часов двигаться не можешь, конвульсии. Потому что не хватает гликогена в мышцах, ты все повыжег. Питание очень важно, нужно тестировать и не бояться тащить на себе.


-Между днями чем лучше питаться?


-Между днями доверять своим вкусовым качествам и не забывать,что потери были колоссальные и успевать восполнять. Если человек потерял много минералов -ему необходимо пить напитки. Иногда так бывает, что ты понимаешь, но не можешь принять это все, т.е. организм не принимает концентрированное специальное питание, ты не можешь смотреть на него. Нужно есть то, что ты можешь есть, что хочешь есть. Надо создать такие условия чтоб после финиша можно было принять нужную пищу ,а если нет условий ,но зато спортпита целый рюкзак ,а вот кусок мяса ты бы съел с удовольствием, но его нет... И если всего этого нет, а ты весь такой профессионал, ты все рассчитал, но не стал считаться со своими  потребностями, от которых мы зависим... Такое понятие ,как нравится, тоже должно присутствовать. Хорошо если все как в математике- потерял два литра, пришел залил в себя два литра. Мы от автомобиля отличаемся тем, что автомобиль ему без разницы ты 92 и96 бензин заливаешь, главное чтоб ты на нем без топлива не ездил. А человек устроен так, что у него топливо не состоит из двух наименований, это огромный перечень.
Подготовка к многодневному забегу для профессионалов- это очень затратная вещь. Ты должен приготовить 10 наименований ,а воспользоваться двумя. При чем, ты не знаешь, что будет с тобой на следующий день и не можешь распланировать какое наименование понадобится.


-Как правильно восстанавливаться?


-Все зависит от того, сколько времени есть. Если времени достаточно, первое что необходимо сделать-поспать. Если будешь какие-то манипуляции выполнять, суетиться ,а поспать не успеешь,-это плохо! Спать нужно не меньше десяти часов. Но нужно подготовиться к следующему дню. А если дождь. Ты ограничен в экипировке, если у тебя кроссовки, которые тебе так нравятся ты уже не хочешь одевать ничего более, хоть она(экипировка) грязная ,сырая. Некогда не постирать. В  идеале, вэтих условиях надо почувствовать себя комфортно- покушать и ложиться спать, принять горизонтальное положение. Сон ни чем не заменить. Если есть возможность тепловые небольшие процедуры. Когда «Транс Альпайн» бежали, останавливались в хороших отелях, там есть душ, стиральная машина, в Европе это возможно . А на ТрансУрале один только этап Приполярный- были очень хорошие условия у меня, душ сауна, с питанием все хорошо. В основном, это сложно организовать , лучше чтобы у тебя был секундант. У меня такие этапы были, когда со мной была моя жена, часть хлопот она брала на себя. Тогда можно было быстрее восстановиться. Это все сохраняет энергию и возможность каждый день бежать на результат.


-Сколько многодневок в год можно пробежать любителю?


-Любители могут бегать часто, для любителей главное-это преодоление дистанции и они используют это как определенный вид туризма, отдыха, получение новых знаний. Но,на многодневку сложно попасть в плане финансовых расходов, а так можно было бы каждый месяц по многодневке, если не травмироваться. В тот год, когда я бежал Транс Альпайн, я сделал сначала ТрансУрал,а потом успешно бежал ТрансАльпайн, думаю, что я мог бы еще одну многодневку сделать и везде можно было бороться с лидерами. На лето можно запланировать три многодневки, но тогда можно забыть про другие пробеги- ничего доброго в них не покажешь, но на многодневках можешь стать лидером.


-Расскажите про особенности экипировки


- Все должно тестироваться и все должно быть высокого качества. Здорово ,когда ты выходишь на старт, а все на тебе уже участвовало в каком-то испытании.
Нужно быть готовым к тому, что экипировка выходит из строя моментально. Можно за один ТрансУрал убить всю одежду, обувь, все, что купил за бешеные деньги. Даже кепка пополам может у тебя порваться, как это у меня было на этапе ТрансУрала, за какой-то сучок зацепился. Обувь разлетается вся- четыре дня по болотам, камням, корням. Сейчас масса хорошей экипировки ,надо одеваться. Куртка непродуваемая, непромокаемая и в то же время легкая, удобная, чтоб ее можно было компактно положить. Если она большая –будет сложно нести, если легкая и некачественная- она тебя не спасет в нужный момент. У многодневщика целый список обязательно оборудования.


-Многодневка сложнее сверхмарафона?


-Любая длинная дистанция проще ,чем многодневка. Потому что это соревнование бесконечное, так же не получается, что ты первый день отсоревновался- тебе хорошо, а на второй ты так же борешься. Сколько бы этих дней не было, ты каждый раз выходишь как первый раз. Для начинающих это такой кошмар, ты смотришь в ужасе, как люди начинают бежать, как они способны бежать на третий день, потом заставляешь себя и ты видишь, что ты тоже можешь. Но утро всегда одинаковое ,всегда тяжолое утро, как будто тебя били часами, а ты после этого должен встать и преодолеть ужасную длинную дистанцию. Это просто садизм, это высшая степень издевательства. Для нормальных людей -это было бы наказание за какой-то серьезный проступок. Многодневками можно наказывать преступников. Мы по своей воле, платя свои деньги отправляемся в это дело и потом даже счастливы, что мы живы!


-Какой старт лучше выбрать для первого раза?


-Если проводились бы шоссейные, это доступная вещь. Как моя многодневка Гагарин-Калуга. Она сложная все мышечные боли ты испытаешь, но это не тоже самое, что трейловые многодневки. Потому что если ты поднимаешься на какую-то вершину ,а весь этот курумник  скользкий, снег, ты просто рискуешь своей жизнью, по этим камням, поскальзываешься, при том что мышцы утомленные, тебя трясет и ты куда-то лезешь ,затем разворачиваешься и надо спускаться- это опасно, это кошмар. Нет таких слов, которыми можно передать весь ужас, с которыми сталкиваются люди. Любители сталкиваются с проблемами передвижения, а профессионалы с проблемой перегрузкой, когда тебя хлопнет энергетически и физически ты утомлен ,а тебе еще до финиша бежать, а ты в болоте по пояс и ползешь как Мересьев, и почему-то не сдаешься, наверное, неплохие солдаты из этих людей вышли.


-Как правильно разложить силы между днями?


-Нет никакой рекомендации, все лидеры каждый день бегут по полной. Нельзя так сделать ,что этот день я полегче пробегу, а потом все уделаются, а я буду красавчик. Может такое случиться, но ты перед этим такое отставание получишь перед лидерами, что потом не отыграешся. Самое лучшее, если здоровья вагон-всегда бежать за лидером. Хорошо экономить силы, когда все рядом, а ты сильнее всех.
Любителю должны в тренировочном темпе бежать. Все равно столько будет препятствий и придется мобилизоваться. Поэтому заранее, «может я побыстрее побегу» –это полное безумие, тебе придется включаться в работу в любом случае, а если ты заранее себя подзаведешь, побежишь с кем-то ,соревноваться будешь,будет еще хуже. Многодневка-это соревнование с самим собой. Никаких соперников искать не надо! У всех навыки разные: кто-то с горы хорошо бежит, кто в гору, кто-то в курумнике хорошо работает. Если у тебя есть приемущества, то они оставят тебя на твоем месте. У кого-то есть недостатки и пыжится там, где ты не можешь не умеешь- это риск определенный. Там где умеешь, там и старайся.


-Советы тем, кто хочет пробежать многодневку, но еще не решился.


-Прежде всего надо хорошо подумать- стоит ли в этом году?  Может в этом году потренироваться и пробежать  три дня пудрят по 30 км самому и испытать ощущение, которое будет на 1й день. Или пробежать 50 км и на следующий день попробовать пробежать что-то еще и представить, что еще будет 3,4 день.  А решение принимать после таких испытаний. Это очень  неприятно стартовать после того ,как что-то пробежал ,но организм привыкает, мышцы начинают работать, ты чувствуешь комфорт ,после правильной подготовки. Что касается экипировки, очень важна обувь, если протектор агрессивный, а грязи нет, есть много равнинных участков ,асфальт, то будет плохо бежать. Нужно подбирать обувь под основную часть дистанции. И психилогически готовиться, настраиваться!

Чупина Екатерина,
Фото –личный архив Харитонова О.П.,
Май 2018
* информация, приведенная в интервью, не носит  рекомендательный характер, она является индивидуальным мнением автора

comments powered by HyperComments

Оглавление  |  На верх

Читать также

comments powered by HyperComments

  ПАРТНЕРЫ САЙТА  
 
Мизуно


 

Логин: Пароль: Забыли пароль? Регистрация
  Другие разделы сайта:  
  - Документы
- Триатлон на сайте
- Фотогалерея
- Фото спорт
- Фото RUN-2
- Школа
- Блог автора
- Группа в facebook
- В Контакте
- Телеграм
- Cтрахование спортсменов онлайн
 

  Прогноз погоды:  
 
Погода в Екатеринбурге от ГИСМЕТЕО
Погода на Урале
 

  Интересные сайты:  
 
Марафон-Электро, Спринт Тур , ПроБЕГ в России и мире , Tagilathletics, Сайт "АБР-Урал" , СОЛЛС, Молодежь, ФЛА СО, Горный марафон "Конжак" , КЭБ "Гепард", ФЛГСО, Alt Timing live, Марафорум, Про Байк , Урал-100 , ФОСО
Наша кнопка

. . .
 

  ВКонтакте  
 
 

© 2004-2018 ski66.ru - Циклика - Спортивный образ жизни
Главный редактор сайта http://ski66.ru — Эрик Хасанов - тел. 8 (ЗЧЗ) 207-83-37 - КОНТАКТЫ

Размещение баннеров на сайте для партнеров



Работает под управлением Циклика v. 7.1.00